Что, если бы вы могли вывести свой бизнес за пределы конкуренции и создать свое собственное рыночное пространство? Что, если бы вы смогли установить темп и создать уникальные продукты, а также извлечь выгоду из прибыльных новых рынков?
Стратегия «Голубого океана» — это теория бизнеса, которая предлагает компаниям лучше искать способы получения «неоспоримого рыночного пространства», чем конкурировать с аналогичными компаниями. Термин получен из книги «Стратегия Blue Ocean» (Harvard Business Review Press, расширенная версия, 2015), В. Чан Ким и Рене Мауборн. Стратегия представляет собой одновременное стремление к высокой дифференциации продукта и низкой стоимости, что делает конкуренцию неактуальной.
«Наше исследование показывает, что стратегия «голубого океана» особенно необходима, когда предложение превышает спрос на рынке», — объяснил Ким в статье в Forbes. «Сегодня эта ситуация распространяется на все больше и больше отраслей промышленности и будет еще более распространена в будущем».
Вот все, что вам нужно знать о стратегии «голубого океана» и о том, как создать свой собственный рынок.
Примеры стратегии голубого океана
Ким отметила, что Amazon перешла от интернет-магазина к цифровой платформе, которая продает практически все
«Подумайте о его первоначальном синем океанском сдвиге в розничной продаже книг, который отделил его от пакета с его предложением крупнейшего в мире набора книг, хороших цен, автоматического подтверждения заказов покупателей, его полезного выбора для «людей, которые купили эту книгу также купила», и на первых порах отзывы о том, что читатели считают полезным или нет в книге», — сказала Ким.
Однако Amazon не всегда успешно создает синие океаны. По словам Мауборн, в нескольких случаях это провалилось против Zappos, eBay и Apple.
«В каждом из этих случаев компании Amazon поднялись против того, что все они создали свои синие океаны, и всякий раз, когда Amazon пыталась имитировать их, они потерпели неудачу», — сказала Моборн. «Урок здесь состоит в том, что лучшая защита — это обида, и лучшее преступление … заключается в том, чтобы сделать синий океанский сдвиг и создать свой собственный синий океан. Имитация — это не путь к успеху, особенно в переполненных отраслях, с которыми сталкиваются сегодня большинство компаний».
По словам Кима, компания, которая создала океанскую систему, — Home Depot, объявив первоначальную стоимость, которая привела к многомиллиардному рынку DIY.
«Когда они увидели, как Amazon посягает на свое место, вместо того, чтобы влезть с головой в конкуренцию … они пошли дальше, предложив то, что не смогли Amazon — знания и советы, чтобы завершить комплексные самодельные проекты, такие как ремонт вашей ванной комнаты по своему усмотрению», — сказал Ким.
Поиск голубых океанов
Чтобы обнаружить неуловимый голубой океан, Ким и Мауборн рекомендуют, чтобы предприятия рассматривали то, что они называется Структурой четырех действий, чтобы восстановить элементы ценности покупателя при разработке новой кривой значений. Структура представляет собой четыре ключевых вопроса:
- Повышение: Какие факторы должны быть значительно выше уровня отрасли?
- Сокращение: Какие факторы были результатом конкуренции с другими отраслями и могут быть сокращены?
- Устранение: Какие факторы, с которыми давно конкурировала отрасль, должны быть устранены?
- Создание: Какие факторы должны быть созданы, которые промышленность никогда не предлагала?
Это упражнение заставляет компании изучать каждый фактор конкуренции, направляя лидеров, чтобы обнаружить предположения, которые они бессознательно делают во время соревнований. Затем они могут искать голубые океаны в своих отраслях и совершать сдвиги.
Создание смены
Когда в сентябре прошлого года компания «R’Us» подала заявление о банкротстве, предприятия, которые были с ними в одной лодке вскоре были обанкротившимися, возможно, задаются вопросом, есть ли хоть один шанс сохранить свою компанию.
Мауборн рекомендовала описание стратегии, которая показана в ней и в новейшей книге Кима «Blue Ocean Shift: Beyond Competition» (Hachette Books, 2017). Одностраничный аналитик помогает предприятиям сосредоточиться на отрасли и ее ключевых конкурирующих факторах.
«Стратегия «Голубого океана» — заставляет вас внимательнее взглянуть на себя, так же как на вас смотрит весь рынок», — сказала Моборн. «Если бы розничные торговцы применяли эту стратегию, они бы быстро обнаружили, что все они конкурируют в одной и той же плоскости, на протяжении более 30 лет и все они практически являются зеркальным отражением друг друга. Такая оценка побуждает к реальным действиям, выравнивает и создает хороший стимул для перемен».
Ее окончательный совет для бизнеса — прекратить конкурировать и начать создавать.
Дополнительная отчетность Самми Карамелы.