Семейные предприятия представляют собой наиболее распространенную модель владения бизнесом и лишь немногие выходят за пределы одного поколения.
Рэйчел Миллер беседует с процветающей семейной фирмой Хобб Хаус Хлебозавод о секретах ее успеха.
Во многих отношениях семейный бизнес — это не воспетые герои предпринимательского мира. Устойчивые, трудолюбивые и доверенные своим клиентам, в Великобритании насчитывается более трех миллионов семейных фирм — от угловых магазинов до таких, как Dyson и Warburtons.
По данным Института семейного бизнеса, семейные фирмы составляют две трети предприятий частного сектора, обеспечивая более девяти миллионов рабочих мест и получая доходы в размере 1,1 триллиона долларов. Семейный бизнес является наиболее распространенной моделью владения бизнесом.
Лояльность, целеустремленность, сильное видение и четкие ценности часто составляют основу успешной семейной фирмы. Но у этих предприятий также есть определенные проблемы — в частности, вокруг руководства и планирования преемственности.
По данным Института семейных фирм, 70% семейного бизнеса не выживут во втором поколении, а 90% не попадут в третье поколение. Но многие фирмы действительно добиваются впечатляющего долголетия. Итак, каковы секреты этих успешных семейных предприятий?
Хлебная фабрика Хоббс — процветающий семейный бизнес, основанный в Котсуолдсе, и возглавляемый 63-летним управляющим Тревором Гербертом. Торговая марка Hobbs House была основана в 1980-х годах, но выпечка хлеба была в семейной ДНК Герберта пять поколений. Действительно, пекарня использует культуру закваски, которой 59 лет.
Смиренные начинания
Герберт начал выпекать в 1920-х годах, объясняет Тревор. «Моя бабушка была дочерью пекаря, а мой дед, изначально кузнец, превратил свою кузницу в пекарню».
Семья Герберта продолжала руководить пекарнями в Бристоле и его окрестностях. В конце концов, Хоббс Хаус был создан, когда отец Тревора купил мясную лавку в Чиппинг-Содбери под названием Стюарт Хоббс и превратил ее в пекарню. Это стало первым магазином хлебобулочных изделий Хоббса. Сегодня в Котсуолдсе есть четыре магазина, палачи Хоббса и кулинарная школа.
«Если мы чему-то научились из истории, дело в том, что бизнес никогда не остается прежним,» — говорит Тревор. «Мне сложно думать о бизнесе как« успешном », потому что всегда возникают новые проблемы. Это не тот случай как« рабочая модель ». Рынок изменчив и постоянно развивается».
Дом Хоббса очень похож на семью. У Тревора есть пять сыновей. Три из них — Джордж, Том и Генри — управляют оптовой торговлей, операциями и розничной торговлей в бизнесе соответственно. Кроме того, жена Тома Анна и жена Генри Джесси играют ключевые роли в маркетинге и розничной торговле. Зять Тревора, Сэм Уэллс, занимает должность директора по продажам. «Когда я был молод, мне не было выбора — я окончил школу в 15 лет и пошел в пекарню», — говорит Тревор. «Но я всегда был очень благодарен за то, что действительно занимаюсь любимым делом. Люди часто вынуждены заниматься семейным бизнесом и испытывают чувство обиды и недовольны. Поэтому я не хотел, чтобы мои сыновья работали в том бизнесе, в котором работать не хотели».
«Вам нужна динамичная семья,» — говорит Тревор. «Хорошее настроение также важно, вы должны получать удовольствие от прихода на работу, но в то же время каждый должен быть ответственным и нести ответственность за свою область, которую предоставили». Тем не менее штат сотрудников состоит не только из семьи в Хоббс Хаус. «Я думаю, что, как работодатели, наша большая сила заключается в том, насколько хорошо мы работаем с людьми, которые не являются членами семьи,» — говорит Тревор. Многие сотрудники работают в фирме в течение многих лет. «Ирония заключается в том, что на нас работают три поколения некоторых семей,» — говорит Тревор. «Мы верим в обучение, и наша система ученичества является неотъемлемой частью нашего успеха», — объясняет он. «Мы хотим, чтобы люди были вовлечены, а не ограничивались, потому что это семейный бизнес. И подходящий человек для работы не может быть членом семьи — и должен делать то, что правильно для бизнеса в первую очередь».
Планирование наперед
Возможно, самая большая проблема для любого семейного бизнеса заключается в согласованности в определённые моменты. «Трудно иметь дело с разными мнениями в семье,» — признается Тревор. «Одна из самых больших проблем заключается в том, что у нас на самом деле слишком много идей». Он говорит о фокусировке на определённой задаче. «Иногда нам приходится возвращаться и говорить, что нам нужно сосредоточиться, это хорошо для бренда, иначе все может выйти из-под контроля».
Так же, семьям нужно научиться отключаться от бизнеса, когда они не работают. «Моя тенденция состоит в том, чтобы постоянно думать о бизнесе и говорить о бизнесе, а это может быть контрпродуктивным. Вам нужны границы, — говорит Тревор. В течение последних восьми лет у Хоббса Хауса был неисполнительный директор. «Это было действительно здорово для бизнеса», говорит Тревор. «Они смогли предложить объективные рекомендации, и они помогли нам отойти от повседневной работы, чтобы сосредоточиться на будущем».
Итак, что ждёт Хоббса? «Мы рассматриваем франчайзинг как способ роста, — говорит Тревор. Но Тревор пока не готов повесить шляпу. «Я не думаю, что здорово иметь в бизнесе действительно пожилых людей,» — говорит он. «Но я могу создать титул председателя, чтобы у меня была роль в будущем!»