В своей книге От нуля до единицы легендарный инвестор Кремниевой долины Питер Тиль утверждал, что «конкуренция для проигравших». Тиль утверждал: «Если вы хотите создать и зафиксировать непреходящую ценность, создайте монополию».
Имея выбор, каждый предприниматель должен радоваться возможности построить сверхприбыльную монополию без реальных конкурентов. Но является ли это реалистичной целью для большинства предпринимателей? И должны ли те, кто не может соответствовать, списать это на неудачу и отказаться от своих амбиций?
Конкурентоспособные малые предприятия менее популярны, чем рыночные лидеры и монополии, но они часто устойчивы и новаторски. Они также позволяют миллионам основателей достичь финансовой самостоятельности и вносить значимый вклад в жизнь своих сообществ. На самом деле, «малый» может быть будущее предпринимательства. Вот почему.
1. Стремление к автономии
Предприниматели не создаются в лабораториях-инкубаторах Силиконовой долины. Они частично рождены. Многие факторы помогают предсказать то, что психологи называют «предпринимательским намерением». Например, некоторые люди от природы более трудолюбивы и готовы рисковать, чем другие.
Но самое главное — это острая потребность в автономии. У естественных предпринимателей есть видение, и они должны преследовать его по-своему. Исполнение чужого видения недостаточно. В многочисленных опросах людей спрашивали, почему они решили начать свой собственный бизнес: быть собственным боссом обычно занимает первое место.
Очень немногим когда-либо удастся создать монополию. Строить очень крупный бизнес крайне редко — но это не значит, что они «проиграли». Для прирожденных основателей первая большая победа даже не на рынке: это сама автономия.
Владение успешным и конкурентоспособным малым бизнесом — более реалистичный и достижимый путь к этой цели, чем создание монополии. «Успешная» часть, конечно, может быть сложной. Но малый бизнес удивительно устойчив.
2. Удивительная жизнестойкость маленьких
По отдельности малый бизнес менее впечатляет, чем более крупный монопольный бизнес. Вместе взятые, они сила. Согласно Администрация малого бизнеса на малые компании приходится более 60% новых рабочих мест, созданных в США, и они производят примерно половину объема производства в США.
Несмотря на то, что многие из них в конечном итоге терпят неудачу, общая тенденция положительная. Экономист д-р Скотт Шейн обнаружил, что с 1977 года уровень банкротств малых предприятий снизился на более 25%. Использование их преимущества в гибкости по сравнению с более крупными корпорациями требует постоянных инноваций — то, что многие малые предприятия используют и преуспевают в этом.
3. Малые двигатели инноваций
Малый бизнес — это сила постоянных инноваций. Одно крупное изучение показывает, что небольшие фирмы значительно превосходят более крупные по оригинальности патентов по принципу «патент на одного работника».
Монополии часто идут своим путем и стремятся замедлить инновации после того, как установили свое господство. В качестве Майкл Риордан утверждает в Гарвардском бизнес-обзоре «отсутствие конкуренции вызывает корпоративную сонливость, а новые технологии патентуются в основном для укрепления и защиты доминирующего положения компании на рынке, а не для поощрения создания революционных продуктов и услуг».
Вот почему поглощения — покупка небольших предприятий, которые находятся инновационная — такая привлекательная стратегия для крупных корпораций. Дух инноваций подразумевает готовность идти на риск, гибкость, беспорядочные эксперименты и желание изменить или улучшить статус-кво — все качества, которыми малый бизнес обладает в массовом порядке.
4. Небольшие мосты заполняют пробелы в цели
Все чаще люди хотят больше, чем просто зарплату. Они ожидают, что их работа будет наполнена смыслом и будет соответствовать их основным ценностям. Например, миллениалы гораздо чаще ходят пешком если работа не соответствует их цели.
Крупные монополистические предприятия вынуждены сталкиваться со многими факторами давления — обязательствами перед акционерами, строгими правилами и интересами множества заинтересованных сторон. В своей единственной цели — доминировать на рынках — создание богатой, ориентированной на ценности среды для отдельных лиц часто не является главным приоритетом.
В малом бизнесе дистанция между собственностью и рабочей силой намного меньше. Меньше конкурирующих интересов, которые нужно сбалансировать. Согласование основных ценностей между основателем и сотрудником может иметь большое значение для укрепления целеустремленности обоих.
Малые предприятия также могут работать со своим капиталом более напрямую, предоставляя ключевым сотрудникам реальную долю собственности. Неудивительно, что так много рабочих, чьи возможности увеличились из-за нехватки рабочей силы, вызванной пандемией, выбирают работу в малых предприятиях, а не в крупных компаниях.
5. Цикл воздействия на сообщество
Небольшой размер делает бизнес более восприимчивым к потребностям местного сообщества, почти по замыслу. Малый бизнес сам по себе действует как небольшое человеческое сообщество: он ближе к знаменитому «числу Данбара» 150 — типичному количеству отношений, которые люди могут комфортно поддерживать.
С другой стороны, монополии крупнее, более обезличены и бюрократичны. Их интересы более далеки от интересов сообществ. У малого бизнеса нет другого выбора, кроме как заработать хорошую репутацию в обществе, которому он служит. В противном случае влияние на итоговую прибыль можно будет ощутить очень быстро.
Малые предприятия, вероятно, Адам Смит имел в виду, когда рассуждал, в Теория нравственных чувствчто эффективная экономика возникает из погони за корыстной выгодой, пока она сдерживается мощной потребностью в признании коллег и принятии соседями.
Точка зрения Тиля, конечно, остается в силе — для небольшого числа удачливых основателей. Но стремление к монополии не должно быть главной целью основной массы предпринимателей. Это не является ни жизнеспособным, ни необходимым для достижения их жизненных целей.
Создание монополий увлекательно и может принести инвесторам астрономическую прибыль. Из-за этого погоня за большим перекосила игру предпринимательства в сторону этой цели. Но конкуренция не только для проигравших. Качественный малый бизнес может позволить основателям достичь автономии, найти новые возможности, внедрять инновации, преследовать свои цели и вносить значимый вклад в свои сообщества. Ведь конкуренция тоже кует победители.